Результат процесса социализации это формирование

Превращение человеческого индивида в личность происходит в процессе социализации. Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения.

Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни знания, умения и навыки, то есть способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы факторами: Воспитание и обучение в узком смысле — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду ребенку и формирования у него определенных социально желательных стереотипов поведения, качеств личности. Случайные социальные воздействия также имеют место в социальной ситуации.

Ребенок социализируется не пассивно, принимая различные воздействия, а переходя постепенно от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен только в том случае, когда у него сформированы и существуют потребности. Если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Активность ребенка будет либо полностью подавлена и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких как сильный тип нервной системы и пр.

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики.

Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности

Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие Л. Если ребенок не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. ВПФ — речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр.

Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный. Личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы которых могут противоречить друг другу принятые нормы, правила. У человека может быть несколько референтных групп, и если ценности, принятые в этих группах сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. Такое переживание способно привести к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.

Социализация — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни: Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией, которая является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, проходящей в 3-х основных сферах:. Однако параллельно постепенно формируется другая объективная потребность — проявить себя, свою индивидуальность.

Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально-значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости и уникальности.

Основными институтами социализации являются: Мудрика — семья, - образование, - культура, - религия. Институты — это исторически сложившиеся формы организации жизнедеятельности людей, то есть это общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группой, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола. Подражание — является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей манер, движений, поступков.

Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается. Социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее фасилитация - облегчение. Конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении. Первые 2 механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: Другими словами в процессе социализации люди учатся тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

В западной психологии проблема социализации разрабатывается преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма. Согласно психоанализу, социализация — это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям.

Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через конформное поведение. С позиций отечественной психологии социализация характеризуется как расширенное влияние совокупности условий, в которых живет и развивается человек прежде всего в условиях воспитания и обучения , сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.

В детском возрасте у человека формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы социального взаимодействия, моральные социальные нормы.

При изучении социального развития детей исследователи выделяют три основных процесса обеспечивающих социальное научение: Классическое обусловливание представляет собой процесс при котором в результате научения условный стимул связывается с безусловным.

Инстументальное или оперантное обусловливание наблюдается тогда, когда ребенок случайным образом выполняет правильно или неправильно какой-либо элемент поведения, причем такое поведение подкрепляется с помощью поощрения. В результате третьего процесса дети научаются чему-либо, наблюдая и воспроизводя то, что видят. Бандура предложил 4-х ступенчатую модель научения и воспроизведения.

На первой ступени доминирует внимание, поскольку для того, чтобы произошло научение, ребенку необходимо обратить внимание на образец. На второй ступени осуществляется сохранение; при этом интерпретируя поведение другого человека ребенок использует имеющиеся познавательные навыки или категории и сохраняет в памяти эту информацию. Эффективность данной стадии частично зависит от уровня когнитивного развития ребенка.

На третьей ступени осуществляется использование информации, сохраненной в памяти ребенка, таким образом происходит моторное воспроизведение. Еще одной составляющей, обеспечивающей социальное научение являются мотивационные процессы, которые определяют будет ли осуществлено какое-либо действие. На четвертой ступени наблюдение следствий поведения другого человека окажет сильное влияние на желание воспроизводить это поведение.

Путем социального научения в процессе развития ребенка формируется, в частности, половое самосознание, которое представляет собой включения биологического пола и культурных ассоциация в самовосприятие и поведение ребенка. Данный процесс объединяет несколько компонентов: Половая идентичность включает осознание и принятие своей половой принадлежности, то есть соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.

К 3 годам дети уже хорошо различают пол окружающих людей, знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются различные требования. В этом возрасте дети начинают понимать и более абстрактные психологические составляющие половых стереотипов. В разных психологических направлениях существуют определенные точки зрения на проблему формирования половых стереотипов. Представители психоанализа считают, что дети воспринимают половой стереотип через процесс идентификации с родителями того же пола.

Этот процесс начинается в возрасте лет. Представители теории социального научения придерживаются мнения, что типичному для пола поведению обучаются также, как и другим формам поведения, то есть путем инструментального обусловливания и наблюдения. Сторонники теории когнитивного развития полагают, что ранее полоролевое научение связано с более общими изменениями в когнитивном развитии. Исследования в рамках этого направления показывают, что дети очень рано, почти независимо от семейного окружения, узнают о половых стереотипах, наблюдая поведение взрослых.

Практически одновременно с формированием процесса идентичности и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на основе этого возникает и развивается их самооценка. А самооценка — это понимание человеком своих собственных качеств, а также оценка им этих качеств. Самооценку детей младше семи лет измерить довольно трудно.

У маленьких детей есть ожидание успеха в конкретных заданиях, они оценивают себя в каждой конкретной ситуации, но у них отсутствует обобщенная самооценка. Дошкольник собой полностью доволен, кажется себе очень хорошим, и только, спустя некоторое время к годам у ребенка формируется вполне отчетливое чувство собственной ценности, формируется оценка себя. Другой важной составляющей развития личности является формирование навыков просоциального поведения.

Этот термин используется психологами для обозначения предписываемых в определенной культуре моральных действий, которые можно определить как социально-положительные: Просоциальное поведение детей бывает достаточно последовательным в разных ситуациях, хотя возможны и ситуативные его отклонения.

Наибольшее влияние на ранних этапах социализации оказывает семья. Поведение в семье определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно описать двумя парами знаков: В зарубежных исследованиях широко изучались три дисциплинарных воздействия на детей: Тактика использования власти предполагает насилие, порой физическое наказание, контроль со стороны родителей над желаниями ребенка. Индуктивная техника объяснение включает рассуждение, похвалу, объяснение ребенку последствий его действий.

Лишение любви предполагает неприятие, игнорирование ребенка, выражение разочарования его поведением. Исследования развития детей в зависимости от доминирующего типа воздействия показывают, что дети, у которых родители относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, требовали осознанного поведения, вырастали с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке. Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений.

Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, но и путем соотнесения своего опыта с образом жизни своих родителей. Социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно в детстве и юности. Мудрик выделяет три этапа социализации: Исследования позволяют выделить ряд различий социализации детей и взрослых. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у детей корректируются базовые ценностные ориентации.

Социализация детей строится на подчинении взрослым и выполнении определенных правил. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками, социализация детей — в основном на мотивацию их поведения.

Таким образом, социализация — процесс вхождения ребенка в социальную среду, включает в себя усвоение языка, норм поведения, нравственных ценностей, всего того, что составляет культуру общества.

Процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством взрослого человека называется воспитанием. Воспитание представляет собой комплекс воздействий, обеспечивающих социализацию индивида. Основной задачей взрослого является передача ребенку тех моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованиям общества.

Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованиям воспитателя который в данной ситуации олицетворяет для ребенка социум в целом , то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным. Главная О нас Обратная связь. Автоматизация Автостроение Антропология Археология Архитектура Астрономия Предпринимательство Биология Биотехнология Ботаника Бухгалтерский учет Генетика География Геология Государство Демография Деревообработка Журналистика и СМИ Зоология Изобретательство Иностранные языки Информатика Информационные системы Искусство История Кинематография Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Литература Логика Маркетинг Математика Математический анализ Материаловедение Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика ОБЖ Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Программирование Производство Промышленность Психология Радио Разное Социология Спорт Статистика Строительство Теология Технологии Туризм Усадьба Физика Физиология Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электротехника.

Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы.